Услуги данной отрасли представлены невероятно широко, и уже давно наступил момент естественного падения уровня работ.
В данном случае я не имею ввиду техническую сторону визуализации и эстетику чертежа, хотя и эта
область сильно хромает. Тысячи людей, называющих себя дизайнерами, рады растворить естественное пространство обитания
в искуственных атрибутах декоративизма. Речь идет об использовании ограниченного набора приемов для решения
всего спектра поставленных задач.
Универсальные приемы бессмысленного оформления пространства любого назначения:
- Подвесные многоуровневые потолки
- Многоуровневые полы
- Искусственные ниши в стенах
- Стены, выровненные гипсокартоном
Ни в коем случае это не значит, что использование любого из этих пунктов абсурдно в принципе, тем
не менее в 95% случаев псевдо-дизайнеры используют их для оправдания себя как специалиста и своей
работы. Проблема кроется в нечистоплотности и банальном желании заработать. Данные пункты давно стали мерилом
евроремонта (само определение абсурдно) и проделанной над проектом работы.
Что же действительно важно и позволяет обратить внимание на суть проекта:
- Пространство
- Материалы
- Логика
Пространство – основа, с которой работает настоящий дизайнер. В большинстве случаев наши квартиры
дома обладают скудным пространством паралелепипедов, соединенных между собой коридорами или в лучшем случае
холлом. Здесь довольно естественно желание сломать стены и расширить его, сделать более сложным и комплексным.
Проблемы начинаются позже. Разрушив существующие перегородки, горе-дизайнер строит новые, но «посимпатичнее».
На смену прямого угла приходят окружности, стены заворачиваются и позволяют заглядывать за угол.
Однако, это совершенно не вяжется со структурой самого здания, в котором этот интерьер находится.
Вся криватура в действительности обусловлена созданием вида работы, цель которой сделать лишь бы не так
как было.
Вторым шагом они начинают «облагораживать» и оправдывать вновь созданную среду кривулинами
на потолках и полах. Уже можно обосновать ненужные верхние уровни и лекальные границы между
напольными материалами. В итоге получается веселенькая квартира, в которой все совсем не как прежде,
а работа дизайнера кажется трудной и объемной. Но это лишь поверхностная сложность. В действительности
такую работу можно сделать в считанные часы, так как подход давно уже стал стандартным, все переменные в нем
отличаются лишь набором стилей: классический, хай тек, кантри, колониальный и тд. О стилях напишу отдельную
статью.
Хуже всего, что созданный таким образом интерьер безличен, он никак не отражает характер,
интересы и образ жизни владельца, он отражает лишь клише, установившиеся на рынке.
Его рецепт: все углы скруглить, потолки по контуру опустить, натыкать точечных светильников, в ступень
перепада засунуть неон.
Как же нормально подходить к данному этапу работы? Нужно создать среду естественно отражающую
предъявляемые к ней индивидуальные функциональные требования и гармонирующую, а не противоречащую
самому сооружению, его структуре, конструкциям и коммуникациям. В таком
подходе (в отличие от предыдущего) уже нет универсального рецепта. Он требует умственной и технической
работы, тесного сотрудничества заказчика и дизайнера, проработки вменяемых вариантов, а не всех без разбора.
Материал – средство выражения характера пространства и владельца. Основное качество материала —
естественность, не только в его натуральности но и в применении. Самое абсурдное и любимое
всеми занятие, которое я никогда не понимал — выравнивание стен гипсокартоном. Единственное
обоснование данного процесса — легкость монтажа. В действительности же происходит подмена естественной
стены искуственной, пустой внутри, не говоря уже о потере ее функциональности, общей
площади и пространства. Менее болезненно выравнивание стены штукатуркой, но в ряде случаев это та же
маскировка. Ни один европеец не напряжется из-за неровностей поверхности стен и потолков. Ровность пола
вполне обоснована, поэтому не вызывает пререканий.
Вторая естественность материала — его природность. Безусловно лучшими здесь являются дерево, камень,
металл и стекло в любых сочетаниях. Они должным образом воспринимаются мозгом и не вызывают
диссонанса. Особую неприязнь вызывают искусственные декоративные элементы, маскирующие объективную действительность,
такие как полиуретановые молдинги, карнизы и камины.
Рецепт: все стены расширить на 10 см гипсокартоном, оштукатурить (на это, кстати, уходят тонны материала)
и окантовать молдингами.
Итог: тот же стандартный безличный интерьерный шаблон.
Наилучший вариант, если это возможно, — оставить открытым конструктивный материал стены.
В большинстве случаев это кирпич. Он обладает прекрасной текстурой, мягко вписывающейся в любую среду,
легко красится и не боится повреждений (любые выбоины только добавят художественности). Если материал стены
неприемлем возможны другие варианты, в каждом случае индивидуальные. Здесь необходима работа с человеком, для
которого этот интерьер создается.
Логика – пункт, обобщающий все факторы, включая предыдущие. Это целостное восприятие среды обитания,
проделанной работы и потенциал дальнейшего существования интерьера. К сожалению большинство примеров логике
не поддаются. Они сотканы из сиюминутного желания заработать и существующих на рынке стереотипов.
Самое распространенное заблуждение — выдергивать клочки вариантов из журнальных интерьеров.
Дизайнер в этом случае избавляется от умственной работы, искусственно натягивая шаблон на действительность,
а заказчик облачается в чужой образ существования, теряя индивидуальность.
Контакт должен быть двусторонним, только в этом случае результат станет логичным.